Экономика. Планирование
доходов.
Итак, в прошлой статье мы
научились планировать расходы на сезон. Теперь займемся прогнозированием доходов.
Прикинуть примерные
доходы в начале сезона очень сложно в виду прямой их зависмости от результатов
клуба. Тем не менее, спрогнозировать результаты команды каждому менеджеру все
равно приходится хотя бы при выборе задачи на сезон, поэтому какая-то отправная
точка для планирования доходов все же имеется.
Главной целью
планирования поставим задачу определить, покроет ли доход уже рассчитанные
ранее расходы, поэтому по возможности будем учитывать только более-менее
гарантированные доходы, а возможные бонусы пускай лучше будут приятным
сюрпризом в конце сезона.
Пройдемся отдельно по
каждому пункту из доходной части финансов клуба.
Клуб прогнозистов. Участник клуба прогнозистов
набирает в среднем 10 и более очков за матч. Только единицы умудряются не
достигнуть этого показателя. За 30 туров менеджер может дать прогнозы на 240
матчей своего дивизиона. Значит при постоянном участии доход будет от
2.400.000$. При этом максимум не будет сильно отличаться: лучший прогнозист
Испании прошедшего сезона заработал 4.150.000$.
Т.е. вы смело можете
рассчитывать на 2.5-3М дохода при постоянной отправке прогнозов.
Призовые (кубок страны). В национальных кубках
жребий слеп. Вам может улыбнуться удача стартовать сразу с 1/16 и играть с
клубами Терсеры. А может выпасть сильнейшая команда Примеры уже в 1/32. Поскольку
мы планируем гарантированные доходы, логично рассматривать призовые за 1/32 кубка
Испании, сумма которых составляет 400.000$. Если вы хотя бы середняк Сегунды,
можно заложить участие в 1/16, т.е. 1000.000$.
Итого за кубок страны
лучше рассчитывать на 0.4-1М.
Призовые (чемпионат). Призовые за чемпионат
зависят от занятого места и набранных очков. При выборе задачи на сезон вы
видите сумму призовых, которую получит команда при достижении выбранного
результата. Это основая часть призовых.
К этой сумме нужно добавить призовые за очки. За
каждое набранное очко клуб получает: 100 тыс для Примеры, 70 тыс для Сегунды и
40 тыс для Терсеры. Т.е. если вы планируете набрать 30 очков, находясь в
Терсере, то доход за очки составит 1.200.000$.
Кроме того после каждого тура клуб получает
призовые за текущее место в таблице. Если отбросить колебания команды вверх
вниз и предположить, что клуб стабильно весь сезон прошел на планируемом месте,
то доход составит (использован текущий рейтинг чемпионата):
Добавив значение из таблицы к призовым за очки и
призовым из таблицы с задачей на сезон мы получим планируемое значение дохода за
чемпионат.
Магазин и фан-клуб. Казалось бы
данные по строениям с прогнозом дохода представлены на соответствующих
страничках в клубной базе. Однако, как уже неоднократно отмечалось, эти данные
там некорректные (подробнее см. здесь).
Поэтому лучше всего воспользоваться страничкой «Финансы» и взять цифры с
прошлого сезона (при условии, что уровень строений остался тот же). Если вы
поменяли уровень строений в межсезонье, то также легко получите прогноз от этих
строений внеся соответствующие поправки в доходы прошлого сезона.
Единственная трудность возникает, если уровень строений менялся по ходу сезона.
Тогда можно посоветовать только подробно изучать статью Торварта и проводить
рассчеты.
(Стоит еще отметить, что в Финансах в графе «Фан-клуб» отображается доход только
с выездных матчей. Влияние фан-клуба на посещаемость домашних матчей
учитывается в следующем рассматриваемом нами пункте).
Продажа билетов на матчи. Это самая доходная и
при этом самая сложно прогнозируемая статья. Доходы с билетов зависят от
результатов, от маркетинг центра и фан-клуба (причем в случае с фан-клубом еще
и от его уровня у соперников), от соотношения сил и еще много чего.
Чтобы прикинуть примерный доход по этой статье нужно взять 3-4 последних
домашних матча, вычислить средний доход со зрителей одного матча и умножить на
15 домашних матчей чемпионата (мы не учитываем матчи интеркубков и кубка страны
по причинам, описанным в пунктах «Призовые (кубок страны)» и «Призовые
(интеркубок)», и тем более не учитываем матчи необязательного коммерческого
турнира в межсезонье).
Далее следуют статьи, доходы с которых по тем
или иным причинам не являются гарантированными и поэтому лучше не строить свой
бюджет на сезон опираясь на средства, полученные по этим пунктам.
Призовые (интеркубок). Этот пункт мы оставим
без внимания. Если ваш клуб регулярно выступает в интеркубках, то об экономике
вы уже знаете достаточно. Для остальных клубов можно смело ставить 0$ в
планировании этого вида дохода (ну или минимальные призовые, если ваш клуб
чудом попал в розыгрыш какого-то интеркубка, но на какие-либо успехи там особо
не рассчитывает).
Бонусы за призы. В конце каждого сезона в
каждом дивизионе определяются лауреты (3 символические сборные, лучший
бомбардир, ассистент и т.п.), за каждого из которых клуб-владелец получает
денежное вознаграждение. Однако, сказать заранее, кто какой приз получит очень
сложно. Однозначно бОльшую часть призов соберут лидеры дивизонов (причем именно
1я, максимум 2я команды). Выручка остальных будет незначительной, поэтому не стоит
ее закладывать в доходы при планировании.
Призовые (ЧМ/ЧР). Сборные стран участвуя в
чемпионатах мира и регинов зарабатывают деньги, которые впоследствии делятся
между клубами-владельцами сборников, тренером и владельцем стадиона. Заработок
сборной зависит от ее выступлений, т.е. чем сильнее сборная и чем лучше она
выступает, тем больше будет ее суммарный заработок.
Основная его часть направляется как раз
клубам-владельцам игравших в сборной футболистов. Размер выплаты по каждому
конкретному игроку зависит от количества минут и игр, которые футболист провел
в футболке сборной на поле.
Т.е. по сути нужно спрогнозировать результаты
сборной и количество времени, отведенное вашему игроку. Какая у игрока будет
мораль перед играми сборных, не повлияют ли травмы или карточки на возможность
выходить на поле, как далеко зайдет сборная, кто будет ею управлять, как будет
выставлять цены на билеты?.. Вопросы еще долго можно перечислять, но вывод один
– этот источник дохода крайне нестабилен и сложно прогнозируем.
Если же исходить из того, что футболист будет в
основе сборной, тренер будет все делать правильно и сборная займет 1-3 место в
отборе (для испанских сборных места ниже 2го считаются провалом), то за каждого такого игрока можно получить 1.1
- 1.7М (только за отборочную часть турнира).
В финальной части чемпионы могут рассчитывать на
сумму около 1М за каждого игрока, полуфиналисты около 800 тысяч, и т.д. по
нисходящей вплоть до 200-250 тысяч, если команда не выйдет из группы.
Еще стоит отметить, что в каждом дивизионе
существует приз фейр-плей. 3
слабейшие команды дива (по выставленной на матчи средней рассчетной силе)
получают 3М, 2М и 1М соответственно, если они не допустили за сезон ни одного
штрафа за фейр-плей.
Кроме того, при
повышении в классе существует 50% бонус (а при понижении 50% антибонус)
посещаемости (что сказывается на доходах от билетов), а так же удваиваются призовые
за очки в чемпионате и приз фейр-плей.
Подведя итоги хочется сказать, что планирование
является важной частью развития клуба. И если впервый раз будет тяжело, то
планирование на второй сезон будет уже гораздо проще и точнее, а на третий и
подавно.
|